Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810054000 |
Но́вая Голла́ндия — остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Кроме того, Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. Площадь острова — 7,8 га.
Содержание |
Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы. Они возникли в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру Первому. Оно было самым подходящим, поскольку первоначально «Голландией» в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия». Одновременно с этим Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I 21 сентября 1721 года.
В 1732 Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в 1765—1780 по проекту и в формах раннего классицизма.
В основу нового складского комплекса был положен проект С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким образом, удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788 было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом. Ему же принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой. Арка Новой Голландии, построенная в 1779—1787, — редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению гармонию и монументальность. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.
В 1820-е годы по проекту А. Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой» (отсюда якобы пошло выражение «лезть в бутылку»). Рядом с ней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу.
В 1893 в Новой Голландии был построен опытовый бассейн, где в начале XX века проводил свои опыты русский кораблестроитель А. Н. Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля.
В годы Первой мировой в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917 большевики вели информационную войну с генералом П. И. Красновым. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы.
На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них — памятники федерального значения.
В начале XXI века администрация Санкт-Петербурга, которой в 2004 были переданы права на остров, объявила тендер на реконструкцию острова. В 2006 году в конкурсе на реконструкцию «Новой Голландии» победило ООО «СТ „Новая Голландия“» Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился. В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей.
Весной 2011 года компания ООО «Новая Голландия Девелопмент», совместно с Фондом «Айрис» и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.
16 июля 2011 года впервые почти за 300 лет Новая Голландия открылась для посетителей.
Проект каменных складов, предназначенных для хранения судостроительных материалов и инструментов, разработал Ж. Б. Валлен-Деламот. Молва утверждала, что главный руководитель строительства складов, подполковник И. де Герард, потерял проект зодчего в начале работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось — во всяком случае, увидев готовые строения, Валлен-Деламот не высказал никакого недовольства[1].
В начале XIX века благодаря переселению корабелов из Петербурга местность с названием Голландия появилась в Севастополе.
До декабря 2004 комплекс занимали службы Балтийского флота. 12 декабря 2004 года все занимаемые военными объекты были переданы городу и городские власти объявили, что ансамбль Новой Голландии будет выставлен на конкурс на лучшее архитектурное решение и лучший проект использования помещений комплекса[2]. 24 декабря 2004 в „Новой Голландии“ произошел пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м² складов)[3]. Пожар нанес историческому острову серьёзный урон: большинство построек Новой Голландии пришло в плачевное состояние[4]. Было заявлено, что инвестору позволят снести постройки конца XIX века, поскольку они не представляют большой ценности.
Ещё до объявления конкурса власти высказали ряд обязательных условий для претендентов:
Возможность принять участие в реконструкции Новой Голландии привлекла многих знаменитых архитекторов: Эрик Ван Эгераат, Норман Фостер, Майкл Циммерман. В объявленном конкурсе победил проект британского архитектора Нормана Фостера, предусматривающий создание на острове торговых и бизнес-площадей, а также возведение общественно-делового комплекса, включающего в себя Дворец фестивалей. В марте 2007 года этот проект получил первую премию в категории „Коммерческая и развлекательная недвижимость“ на проходящей в Каннах выставке недвижимости MIPIM[5][6]. Это стало первой победой проекта, который должен был быть реализован в России, на этом конкурсе за 17 лет его существования[7]. Проект Нормана Фостера не был осуществлен из-за сложностей с финансированием.
Конкурс, объявленный новым девелопером острова, включает несколько условий для архитекторов:
В конкурсе принимали участие ведущие архитектурные студии мира:
Победителем конкурса стала студия WorkAC. Открытие реконструированного комплекса намечено на 2017 год[8].
Превращение архитектурного ансамбля и памятника истории в объект коммерческой и развлекательной недвижимости принесло потери и архитектурные, и исторические. В результате подготовки к реализации проекта в августе-сентябре 2006 года были уничтожены все строения ансамбля кроме тех, что официально числились памятниками культуры. Среди утраченного упомянутый выше Крыловский опытовый бассейн, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев и оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, сыгравшая важную роль в информационной войне, которую вели в октябре 1917 года большевики с генералом П. Н. Красновым. Попытки археологов, представителей Общества охраны памятников истории и культуры и горожан предотвратить или остановить разрушение ни к чему не привели.
Отечественные потери были отмечены международными организациями. Так, Всемирный фонд по охране памятников в своем заявлении отметил: «Вызывает большое сожаление, что недавно были разрушены радиостанция, откуда большевики объявили о своей победе в 1917 году, и лаборатория Дмитрия Менделеева. Мы поддерживаем инициативы по созданию новых зданий в Петербурге, но подчёркиваем, что этот город должен сохранить свою уникальность, если он хочет остаться тем городом, которым мы его знаем»[9][10].
Двери
Окна
Вид с угла Мойки и Крюкова канала
Вид с Крюкова канала
Вид с угла Крюкова и Адмиралтейского каналов
Вид в сторону Адмиралтейского канала
Вид в сторону бывшей тюрьмы
Окно и проём в стене
Проём в стене
Сквозной проход
Строительные леса
Новая Голландия.