Джакомо Мейербер Giacomo Meyerbeer |
|
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Профессии | |
Жанры |
Джако́мо Мейербе́р (нем. Giacomo Meyerbeer, урожденный Якоб Либман Беер нем. Jacob Liebmann Beer; 5 сентября 1791, Германия — 2 мая 1864, Париж, Франция) — немецкий и французский композитор еврейского происхождения. Брат известного драматурга Михаэля Беера (1800—1833), автора стихотворных трагедий.
Содержание |
Якоб Либман Бер родился 1791 в Тасдорфе, близ Берлина в семье банкира Якоба Бера, немецкого еврея. Позже, став наследником деда по материнской линии, Мейера, присоединил его фамилию к своей[1].
Музыкой занимался с раннего детства, с 1797 года обучался у Ф. Лауска, выступал как пианист-вундеркинд. С 1803 года игре на фортепиано учился у Муцио Клементи; теорию музыки и композицию изучал у К. Ф. Цельтера и Б. А. Вебера, а затем, с 1810 года, у аббата Г. Й. Фоглера в Дармштадте. Вместе с другими учениками Фоглера: К. М. Вебером, Я. Г. Вебером и И. Б. Генсбахером образовал так называемый «Гармонический союз» (Harmonischer Verein), видевший свою цель в борьбе за новую музыку[1].
В 1811 году после исполнения оратории «Бог и природа» Мейербер получил в Дармштадте место придворного музыканта. В 1812 году он дебютировал как оперный композитор, однако поставленная в Мюнхене опера «Клятва Иевфая» потерпела неудачу; лишь относительный успех имела комическая опера «Хозяин и гость», поставленная в 1813 году в Штутгарте. Эта же опера в новой редакции и уже под названием «Али-мелек, или Два калифа» год спустя была представлена в Вене. В столице Австрии молодой композитор был встречен холодно: критика не обнаружила у него наличия мелодического дара, музыку его нашла банальной и тяжеловесной.
Некоторое время Мейербер брал уроки у Антонио Сальери, а в 1816 году по его совету отправился в Италию[1].
В Италии Мейербер жил до 1824 года; здесь он изучал итальянский оперный стиль, в том числе партитуры Дж. Россини, овладевал принципами вокального письма. В Италии были написаны оперы «Ромильда и Констанца», поставленная в Падуе в 1817 году, «Узнанная Семирамида» (1819, Турин), «Эмма Ресбургская» (1819, Венеция), а также для миланского театра «Ла Скала» оперы «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822). Именно здесь к композитору пришло признание; наибольший успех имела опера «Крестоносец в Египте». Написанная в 1824 году, опера уже в 1825-м была представлена в Париже и Лондоне, а через несколько лет — в США и Бразилии).
В Германии же итальянские оперы Мейербера успеха не имели, а друзья по «Гармоническому союзу» восприняли перемены в его стиле как измену национальной традиции[1].
В 1825 году Мейербер по приглашению Россини посетил Париж и с 1827 года жил преимущественно во Франции.
В Париже Мейербер сблизился с драматургом Эженом Скрибом, ставшим его постоянным либреттистом. На либретто Скриба были написаны, в частности, оперы «Роберт-Дьявол» (1830) и «Гугеноты» (1835), принесшие композитору мировую славу.
В 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV предложил Мейерберу пост генеральмузикдиректора театра «Королевские зрелища» в Берлине. На этом посту композитор проработал до 1846 года, написал несколько опер, в том числе «Лагерь в Силезии» (1844), в которой пытался возродить традиции немецкого зингшпиля, а также музыку к драме своего брата, М. Бера, «Струэнзе» (1846)[1].
Как руководитель театра Мейербер, помимо своих собственных, ставил оперы К. М. Вебера; оказал протекцию Р. Вагнеру — и как композитору, поставив его оперу «Летучий Голландец», и как дирижёру. В дальнейшем Вагнер не раз поминал Мейербера недобрым словом в своих антисемитских сочинениях, представляя как образец «еврейства в музыке»; в то же время был вынужден признать: «Без Мейербера я был бы ничто»[2].
В 1846 году Мейербер вернулся в Париж. Здесь в 1849 году в «Гранд-Опера» с большим успехом была поставлена его опера «Пророк» на либретто Скриба.
Герои оперы «Пророк» — Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и, следуя библейским заветам, создают в нём «Царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть.
По предложению театра «Опера комик» Мейербер написал оперы «Северная звезда» (1854) и «Динора» («Плоэрмельское прощение», 1859), начал, но не закончил оперу «Юность Гёте». В 1862—1864 годах композитор работал над оперой «Африканка», которая была поставлена уже после его смерти; главную роль исполнил Франческо Таманьо.
Растущая популярность Вагнера привела к тому, что произведения Мейербера, некогда очень модные, во второй половине XIX века выпали из репертуаров; впоследствии интерес к нему возродился.
Среди произведений Мейербера других жанров — несколько кантат, Stabat Mater, Miserere, Te Deum, песни и романсы, несколько оркестровых пьес.
Мейербер является создателем жанра французской большой оперы; его творчество оказало значительное влияние на европейский музыкальный театр эпохи романтизма.
Мейербер джакомо биография, мейербер джакомо произведения, мейербер джакомо слушать, мейербер джакомо зулейка.
Обергфёль, Кристина, Муниципальный округ Соколиная Гора, Чубуклинка, Челядиново, Джанашвили.