Горыня, Дубыня и Усыня — три богатыря-великана в славянской мифологии и русских народных сказках.
Прототипами богатырей в славянской мифологии стали хтонические существа, олицетворявшие собой разрушительные силы различных стихий — воды, земли, огня[1]. Также, по одной из версий, богатыри — дети Чернобога, который является олицетворением всего тёмного, хозяином Нави — «потустороннего» мира, а богатыри поставлены сторожить выход из него. Так как Чернобога часто изображали в образе Змея, в славянских мифах Горыня, Усыня, Дубыня именуются «Змеевичами»[2]. В сказках, как правило, сопровождают главного героя, своей силой иногда мешая ему, иногда — помогая. И в мифах, и в сказках всегда действуют втроём. Позже герои «отразились» в образах трёх эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича[1].
Горыня (в других вариантах — Горыныч, Вертогор, Вернигора). Благодаря своей силе «на мизинце гору качает, горы сворачивает». Есть версия о связи имени со словом «гореть», на основании чего некоторые исследователи считают Горыню прототипом Змея Горыныча и олицетворением огня, которому также подвластны скалы и камни.
Дубыня (в других вариантах — Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, Великодуб) — лесной великан, олицетворяющий землю и подземное («пекельное») царство. Свою силу проявляет в том, что «Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».
Усыня (в других вариантах — Усынеч, Усынка, Крутоус) — олицетворение силы воды. Способен перегородить реку своими могучими плечами (по ряду версий слово «ус» по этимологии восходит к индоевропейскому слову «плечо»), а его усы служат переправой: «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут».
Горыня, Дубыня и Усыня.