Баян | |
Баян с европейской раскладкой клавиатуры типа C |
|
Классификация | |
---|---|
Родственные инструменты | |
Баян на викискладе |
Бая́н — русский[1] язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.
В западной традиции баян с левой аккордовой клавиатурой рассматривается как разновидность кнопочного аккордеона.
Содержание |
Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году. У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12-ти басовых звуков в 1-м ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во 2-м и 3-м ряду соответственно[2].
Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской[3]. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.
С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы»[4].
Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках[2].
В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил баян, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, давший этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Также называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:
Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» — большую усовершенствованную гармонику.— Пётр Стерлигов[5]
Следует отметить, что самое первое известное упоминание названия «Баян» встречается на обложке самоучителя «Новейший практический самоучитель для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенки и Кларнетной „Баян“. Составил С. Егоров. Рославль, 1903»[5].
Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд[2]. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской[6] (см. на схеме).
В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие[5].
Баян состоит из трёх частей — правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.
Существуют двух-, трёх-, четырёх- и пятиголосые баяны, определяемые по количеству максимального числа одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши правой клавиатуры.
Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на баяне.
Правая и в меньшей степени левая клавиатуры могут иметь некоторое количество регистровых переключателей, в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки.
Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах.
Диапазон концертного баяна — от ноты Ми большой октавы до Ля-диез четвёртой октавы (5 октав и 6 полутонов).
Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская раскладка (баянный тип B). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется европейская раскладка типа C.
Баян, сконструированный В. С. Стерлиговым в 1907 году, имел четырёхрядную правую клавиатуру, первый ряд (от меха) являлся вспомогательным. Раскладка этой клавиатуры позже стала называться ленинградской. В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой[2].
|
|
|
Левая клавиатура у баяна такая же, как и у аккордеона, у полного баяна состоит из 120-ти кнопок. Может быть с готовым, выборным или готово-выборным аккомпанементом.
Диапазон левой клавиатуры баяна с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.
В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду.
Оркестровый вид баяна (басовый баян) не имеет левой клавиатуры.
Условные обозначения: нижний индекс рядом с нотами означает номер октавы (К — контроктава, Б — большая октава, м — малая октава).
Схема 1. Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя (67 кнопок) и 5-ю (112 кнопок) рядами кнопок.
Схемы 2, 3. Левая клавиатура баяна с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд[7].
Схема 4. Левая клавиатура готово-выборного баяна в выборном режиме. Пример с количеством кнопок: всего — 100, из них 58 выборных (ряды: 3, 4, 5).
|
|
Баян в Викисловаре? | |
Это заготовка статьи о музыкальных инструментах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Гармоники | |||
---|---|---|---|
Ручные |
Аккордеон • Баян • Бандонеон • Концертина
|
||
Ножные | |||
Губные |
Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая) |
||
Другие виды | |||
См. также |
Русские народные музыкальные инструменты | |
---|---|
Ручные гармоники |
Гармонь (Ливенская • Саратовская • Хромка) • Баян |
Струнные |
Балалайка • Гудок • Гусли • Домра • Семиструнная гитара |
Духовые | |
Ударные |
Баян (музыкальный инструмент).